Как помочь школьнику в преодолении стрессов?

Как помочь школьнику в преодолении стрессов?

В школьном возрасте дети должны не только преодолевать давление различных обстоятельств, но находить пути конструктивно отвечать на них и приспосабливаться.  Не имеет значения постоянные ли это обстоятельства, такие, как развод родителей, или же незначительные хлопоты, как, например, потеря тетради с домашним заданием – все это многообразие стрессов являются частью ежедневного существования детей. Стресс у ребенка может быть вызван как общением с родителями, так и с учителями, сверстниками и взаимодействием со всем социальным окружением.

Большинство стрессов, с которыми сталкиваются дети,  воспринимаются ими ни серьезно, ни поверхностно – они относятся к ним как к обычным жизненным заданиям, с которыми нужно справиться и, возможно, узнать в процессе что-то новое о себе и  об окружающем мире.  Детская психика адаптивна и не зацикливается на мелочах, но только если они не воспринимаются как личные угрозы. Подобные стрессы являются наиболее сильными.

Подростки могут волноваться о дружбе, успеваемости в школе, отношениях с коллективом или нарушениях своего физического развития. Стрессовые события делают детей более предрасположенными к болезням.

Серьезные события, особенно те, которые навсегда меняют жизнь ребенка, например, смерть одного из родителей, могут иметь далеко идущие последствия для психического и физического благополучия. Ежедневные незначительные стрессы также могут иметь свои последствия. Они могут приводить к потере сна и аппетита, дети могут стать более раздражительными, а успеваемость в школе может ухудшиться.

Дети справляются со стрессом по-разному. У каждого ребенка свой темперамент и реакции на стрессы. У многих детей очень спокойный и покладистый характер, и они с легкостью приспосабливаются к различным ситуациям. Другие дети реагируют более остро и им сложно поддерживать баланс в своей жизни. В перспективе ребенку легче преодолевать трудности, если ранее ему уже удавалось с ними справляться. Особенно если они чувствуют эмоциональную поддержку своих родителей и друзей. Детям, которые имеют четкое представление о своих компетенциях и которые считают, что их любили и поддерживали, в дальнейшем проще идти по жизни.

Конечно, возраст и развитие ребенка влияют на уровень стрессов. Смена классного руководителя в середине года может стать трагедией для первоклассника, но вызовет лишь раздражение у шестиклассника. На реакции влияют возрастные особенности мозга и психики, а также предшествующий опыт.

Когда стресс особенно интенсивен или непрерывен, то он влияет и на психику и на телесное состояние ребенка. При внезапном стрессе ускоряются дыхание и сердцебиение, сужаются сосуды, повышается давление, могут возникнуть головные боли или расстройство кишечника. При продолжительном стрессе процессы могут развиться заторможенность, апатия, пониженное давление, бессонница, скрип зубами ночью и общее снижение иммунитета.

Как ни странно, многие родители считают, что дети школьного возраста не имеют представления об их собственных стрессах и имеют иммунитет к стрессам мира взрослых. Но удовлетворение основных потребностей, комната с игрушками, компьютерные игры, школьные друзья и плотный график учебы – это не непроницаемый барьер.

Дети очень чувствительны к изменениям вокруг, особенно к чувствам и реакциям их родителей, даже если они не сообщаются им на словах. Если родитель теряет работу, дети должны приспособиться к финансовому кризису у семьи. Им придется приспособиться не только к новому бюджету, но и к изменению эмоционального состояния родителей. Более того, они даже могут помогать своим родным и в меру своих сил оказывать эмоциональную поддержку.

Некоторые психологи считают, что сегодняшние подростки сталкиваются с гораздо большим стрессом, чем дети предыдущих поколений, и им недоступны механизмы социально-психологической поддержки, которые существовали раньше. Изменение структуры семьи из расширенной (с тетями, дядями, бабушками и дедушками) к семье, состоящей из двух родителей и 1-2 детей, резко изменили весь опыт детства. Не следует также забывать о большом количестве неполных и разведенных семей.

Даже в полных и стабильных семьях занятость обоих родителей на работе заставляет детей проводить больше времени во внешкольных секциях или же наедине с собой. Для некоторых детей это тяжело эмоционально. К тому же им приходится чувствовать ответственность за себя, за дом и, например, контролировать младших. Все это может приводить к эмоциональному выгоранию.

Не стоит забывать и об угрозе нахождения подростком выхода из стресса через асоциальное поведение и привычки: подростковые банды, бродяжничество, курение, алкоголизм, наркомания. Существует и угроза сексуального насилия, как и опасность незапланированной ранней беременности.

Однако не каждый стресс плох. Давление, налагаемое учителем или тренером, наоборот может мотивировать ребенка и сделать его более успешным в учебе и в социуме. Выработанная способность контроля и управления своим стрессом делает ребенка более подготовленным ко взрослой жизни. Задача семьи и окружения – помочь ему в этом.

 


Читайте также:


comments powered by HyperComments